Рыбная падчерица Правительства России
Трагедия с БАТМ – большим автономным морозильным траулером «Дальний Восток», которая унесла жизни более 60 моряков, заставляет «АН» вновь пристально посмотреть на управление российской рыбной отраслью. За 20 с лишним лет, прошедших с 1991 года, когда была разрушена стройная советская система рыбного хозяйства, ведомство реформировалось 10 раз. И каждый раз у неё не только отнимали важные управленческие функции, передавая их другим ведомствам, но и меняя руководителей профессионалов – рыбников на всезнающих «менеджеров». Нынешний руководитель Росрыболовства экономист - юрист Илья Шестаков уже 13 руководитель отрасли. Народная мудрость: «у семи нянек дитя без глаза» сбылась самым страшным образом.
Что день грядущий нам готовит? Как Герман Греф «из могилы «Сбербанка» продолжает свое черное дело? Почему дорожает рыба? Нужно ли в условиях «дикого» капитализма создавать новое министерство? На эти и другие вопросы «АН» отвечает бывший замминистра рыбного хозяйства СССР, а ныне председатель Координационного Совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна России профессор Вячеслав Зиланов.
Узаконенному браконьерству отдали команду «фас»
- Вячеслав Константинович, что можете сказать о причинах кораблекрушения? Все-таки 20 лет ходили в море.
- Выводы пусть делают Ассоциация старейших капитанов Дальнего Востока, следствие и суд. Нам лучше пока помолчать и просто помянуть погибших. Соболезнование родным и близким погибших, сочувствие спасшемся рыбакам и переживших эту трагедию.
Но одно надо учесть – море ошибок не прощает. Тем более такое суровое, как Охотское, да ещё и в зимний период. В том числе, ошибок и в области управления отраслью. Снижение статуса агентства с правительственного на минсельхозовский – именно такая ошибка. А это уже ошибка не рыбаков, а Председателя правительства Д.Медведева и курирующего отрасль А.Дворковича. Статус рыбников на федеральном уровне надо не снижать, а повышать до уровня создания Министерства рыбного хозяйства. В котором на первых постах будут работать не «всезнающие менеджеры», а профессионалы - рыбники. Не грех и напомнить, что еще в недалёком прошлом в арсенале рыбацких заповедей было и такое: « Ни одна тонна рыбы не должна быть выловлена с нарушением безопасности мореплавания и правил рыболовства». И контролировало эту заповедь соответствующие службы министерства, да и капитаны со всей строгостью соблюдали её на практике. Были и тогда кораблекрушения и особенно тяжелые в том же Охотском море. Но это было исключением.
- О чем еще сейчас говорят в вашей среде?
- Самый больной вопрос – активное лоббирование идеи введение аукционов на долю вылова каждым рыбохозяйственным предприятием и введение ошибочных поправок в базовый закон о рыболовстве. Мы это уже проходили в нулевые годы. Коррупция и бюрократия была страшная. Даже бывший министр экономического развития Герман Греф признавал: «билет, купленный на вылов рыбы на аукционе, является своего рода разрешительным билетом для того, чтобы осуществлять браконьерство». Ведь рыбакам надо было «отбить» не только прямые затраты на сам лов и переработку продукции (затраты на ГСМ, оплату труда моряков, портовые сборы, ремонт), но и деньги, затраченные на покупку квоты. Так как свободных денег в отрасли практически не было, то они брались взаймы у иностранных фирм. Долг отдавался уловом. Это была ненормальная ситуация.
Ее удалось переломить на Госсовете в 2004 году, который вел президент Владимир Путин. После его окрика в том же году появился закон о рыболовстве, который узаконил распределение долей по «историческому» (долгосрочному) принципу.
- Поясните.
- Каждый год наука определяет - какой объем рыбы можно выловить, чтобы не нанести ущерб природе. Рыбохозяйственные предприятия получают свой процент от общего объема в размере вылова за несколько прошлых лет. Это определяет не чиновник, а компьютер. Такая система наделения квотами на вылов устраивает рыбаков, региональные власти и она действительна в течении 10 лет. В 2018 году она заканчивается. Вот и пошли вновь разговоры о введении аукционов, либо создание новых правил наделения рыбаков котами на вылов, которые давали бы чиновникам порулить и при этом была бы возможность позолотить ручку. То есть возвращение к коррупционной схеме, вплоть до участия иностранных фирм в этой рыбной игре. Так как брать деньги в своей стране с такой учетной банковской ставкой нерентабельно.
- Кто это лоббирует?
- Как ни странно, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и некоторые депутаты-популисты. Но за ними стоят крупные игроки в сфере береговой рыбопереработки. Понятно, что если аукционы введут, то начнется передел сырьевых ресурсов, рынка, и они смогут залезть в ядро бизнеса – в добычу, вылов рыбы. Станут монополистами по всей цепочке: от вылова до сбыта. Цены в розничной продаже поползут вверх (хотя куда уж больше!), внутренний рынок рыбопродукции еще больше съежиться. Но зато откроется экспортный вариант с оплатой за валюту. Использовав экономическую ситуацию в стране, они будут наживаться на здоровье нации, которой рыба станет не по карману, и вновь создадут угрозу продовольственной безопасности страны.
- Как на такие идеи реагирует Минсельхоз и подчиненное ему Росрыболовство?
- Реагируют они по - своему, как всезнающие менеджеры. Предлагают в дополнении к аукционам ещё более изощренную схему наделения рыбаков долями – квотами на последующий после 2018 года период. Не вдаваясь в тонкости Минсельхозрыболовской схемы, чтобы ни запутать читателя, поясню, что суть её в том, что бы каждый год менять соотношение выделяемых объёмов вылова между прибрежным и морским рыболовством. А это разрушает сложившуюся и оправдавшую себя на практике систему наделения рыбаков долями – квотами на долгосрочной, исторической основе и даёт чиновникам право рулить в ручную ежегодно процессом наделения долями - квотами, собирая соответствующую дань. Дали этой «новации» привлекательно успокаивающее наименованине «модернизация исторического принципа». Рыбацкое сообщество против таких новаций Минсельхоза и Росрыболовства. Вот здесь и должны своё веское слово сказать Правительство, а в нем тоже рыбой рулит «менеджер» на все дела А. Дворкович и ничего в рыбе не смыслящий, либо федеральный полноценный, профессиональный орган по рыбному хозяйству, которого пока нет. Для таких ситуаций и нужен Минрыбхоз, чтобы своим аппаратным весом, отбиваться от всяких странных «глупостей».
Почем тушканчик?
- Рыба на прилавках стоит неприлично дорого. Что можно сделать?
- Только законодательно ввести ограничение на прибыль розничных сетей. Накрутка в рознице на рыбу не должна превышать 30% от оптовых цен. Например, в Мурманске в этом году рыбаки отдавали оптом мороженую мойву по 35-55 рублей уже с учетом своей 15 - 20% рентабельности. В розницу в Москве она стоила 190-200. А могла бы, при введении уровня максимальной накрутки, максимум 100 руб. Вот тут бы и работа ФАС была бы актуальной.
Второе. При распределении квот вылова каждый промышленник платит 15% от средней стоимости еще не пойманной рыбы. Предлагается даже увеличить плату за ресурсы. Такого нет ни в Норвегии, ни в США, вообще не в одной из мировых рыболовных стран. Это уже делает нашу продукцию не конкурентоспособной по себестоимости по сравнению, например, с норвежской. Плюс, из-за сиюминутной выгоды бюджета мы этим поднимаем цену на рыбу внутри страны. А даже врачи говорят, что ее надо есть больше, чем мясо. Но народ нищает, денег в карманах все меньше и меньше. Поэтому спрос населения мы поднять не можем. По крайне мере в ближайшие годы.
- Цифры в студию…
- Сейчас на одного человека в стране по данным Росстата приходится 18-20 кг. в год. Росрыболовство отчитывается о 22 кг. Врачи рекомендуют около 30 кг. Из-за цены на рыбную продукцию внутренний рынок относительно невелик – 1,7 -2 млн. тонн. Добыча же уже несколько лет замерла на 4,2 – 4,3 млн. тонн. В последние годы советской власти, рыбаки в нынешних российских границах добывали до 7.1 - 7,2 млн. тонн. 70% из них уходило на внутренний рынок по доступной для населения цене.
Россия занимает первое место по запасам минтая, камбаловым, осетровым и крабов, второе – по сельди. Третье – по треске. Огромны ресурсы водорослей! Объем существующих рыбных запасов даже в нашей 200-мильной экономической зоне и прилегающих районах позволяет ежегодно вылавливать не менее 5,5 – 6,5 млн. тонн. Так что перспективы увеличить потребление рыбы внутри страны и обеспечить прибыль от ее экспорта, существенны. Надо просто перестать «кошмарить» отрасль реформированиями и непрофессионализмом. А то среди руководителей всё менеджеры: то танкист, то тюремщик, то журналист, то проштрафившийся политик, то экономист – юрист. Почему они не нашли применения по своей основной, базовой специальности? И кто и за какие такие заслуги «бросил» их на рыбу? Правительству пора на эти неудобные вопросы дать всё же разъяснения рыбакам.
- Бывший руководитель тогда еще правительственного подчинения, а не минсельхозовского Росрыболовства А. Крайний, обещал в каждом селе открыть магазин «Океан». Почему не получилось?
- Потому что разорвана цепочка: добыча - переработка – оптовая закупка, логистика доставки - реализация. За первое отвечает профильное агентство, за остальное – непонятно кто. Плюс у Росрыболовства даже законодательно нет таких полномочий. Повторюсь – надо создавать министерство, которое будет отвечать за все. В нем сконцентрировать все функции и направления, разбросанные по другим ведомства в период либеральных псевдореформ. Ставить во главе профессионала и строго с него спрашивать.
Следующее – аквакультура. Во всем мире это основная точка роста потребления рыбы населением. Ее можно выращивать в каждом регионе страны. Следовательно, она ближе к рынкам сбыта, нет огромного плеча доставки. Даже в родной морской Мурманской области уже выращивается в искусственных условиях 15 тыс. тонн в годы семги и форели. Для сравнения – дикой семги мы добываем всего около 100 - 200 тонн. Поднять аквакультуру в каждом субъекте России до уровня насыщения своего внутреннего регионального рынка, вот задача достойная внимания и региональных властей, включая и губернаторов.
Съезд не съест
- На май был намечен очередной Всероссийский съезд рыбаков, на котором можно было поднять эти вопросы. Почему отменили?
- Пришлось бы, тем, кто рулит на федеральном уровне рыбой, да и депутатам, правительственным чиновникам давать конкретные ответы профессиональному сообществу. А сказать нечего. Решения прошлого съезда выполнены всего на оду треть. Надеются «замылить» тему, перенеся съезд на 2016 или 2017 год. Но это не получиться. Кстати, там мы хотели спросить у правительства – когда решиться вопрос так называемых «незаходных судов». Сейчас российские рыболовные суда, построенные или модернизированные на иностранных вервях, при заходе в наши порты должны уплатить налог на добавленную стоимость 18%. Плюс таможенную пошлину – 5%. В среднем такое судно стоит 100 млн. долларов. Значит 23 млн. долларов надо выложить на бочку. Где взять такие деньги? В банке под грабительские проценты – по миру пойдёшь! Кто пойдет на это?
Мы настаиваем, чтобы была внесена поправка в налоговое и таможенное законодательство, позволяющее отечественным траулерам заходить в российские порты без таких непомерных затрат. Судов в портах сразу станет больше. Увеличатся портовые и сопутствующие сборы. Следовательно, обновится инфраструктура, будут созданы новые рабочие места. Пока же только по нашей Мурманской области мы теряем на 78 таких российских «незаходных», судах 7 - 8 млрд. рублей в год. Все эти деньги остаются в зарубежных портах.
- Сколько проверяющих сейчас налетает на судно в родном порту? Сколько разгружается траулер?
- Если брать судно среднего класса, которое привезло 700 - 1000 тонн, то его будут проверять в лучшем случае полусуток - сутки, а с учетом разных ожиданий иногда и до двух - трёх суток. Налетят как минимум четыре команды проверяющих ведомств: пограничники, таможенники, санитарный контроль, ветеринары и т.д. Около трапа посадят «Джульбарса».
Судно с учётом проверок, разгрузки, оформление отхода простоит 4-5 дней. Сутки стоянки – примерно 10-15 тыс. долларов. В норвежском порту один проверяющий в течение 1 часа проверит документы. И вставай под разгрузку. На все про все – один, максимум два дня. Неоднократно руководителями государства говорилось, что время проверок надо сокращать. Оно действительно, немного сократилось, но все равно остается чрезмерно продолжительным. Пресс разных контролирующих органов как в море, на промысле, так и в порту достиг таких масштабов, что капитаны с дрожью идут в свои «родные» порты. Вот где немереное поле по экономии государственных средств и людских ресурсов!
Эй, моряк, ты слишком долго плавал
- Сколько дней рыбаки проводят в море?
- Мы не в днях, а в сутках отмеряем. Иногда до 150-180 суток. Труд рыбака по риску, по трудоемкости, по изолированности от семьи и от берега я бы вообще поставил на первое место среди других профессий. Добавьте сюда ведение рыболовства в северных широтах в условиях полярной ночи и повышенной ледовитости. И здесь имеются серьёзные вопросы социального характера, но это отдельный разговор.
- Каково состояние отечественного рыболовного флота?
- Возрастной состав корпуса подавляющего числа судов больше 15- 20 лет. Но внутри большинство модернизировано практически до западного современного уровня. Пополняется флот и новыми судами. Так у нас на Северном бассейне введены в эксплуатацию только за прошедший год 4 крупнотоннажных новых рыболовных траулера. И это, во многом, благодаря действующей сейчас долгосрочной системе наделения рыбаков долями – квотами на долгосрочной основе.
Чего не скажешь о научном флоте рыбохозяйственной направленности. Он в техническом отношении устарел, требуется его срочное обновление. Тем более, это актуально для арктического рыболовства. Сейчас промысел в северо-западном секторе Арктике: Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях дает 1,2 млн. т. рыбы. Почти 22-23% от общероссийского годового улова. Есть предпосылки, что в Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях, в море Лаптевых есть промысловые скопления сайки, мойвы, да глядишь и палтус обнаружится. Но нужны дополнительные исследования. Наука должна быть на одном уровне с нашими арктическими соседями-конкурентами. В советские времена мы держали этот паритет. Но сейчас, увы, утратили. Ликвидировано и такое важное звено, как оперативная и перспективная разведки по выявлению новых районов и объектов промысла. Требуется серьезный рывок в этих, важных для отрасли направлениях. А это уже задач федерального органа. И здесь вновь уровень министерский.
- И кто же, по вашему мнению, развяжет этот непростой рыбацкий узел рукотворных проблем отечественного рыбного хозяйства?
- Прежде всего, надо тем, кто пока рулит рыбой, отказаться разрушать то, что оправдало себя на практике и прежде всего долгосрочную систему наделения рыбаков долями – квотами. Пролонгировать эту систему, как просят рыбаки, на очередной период. Возможно увеличив его с 10 до 20 лет, на срок строительства и окупаемости новых судов. Введение аукционов или предлагаемых «новаций» по модернизации исторического принципа посредством поправок в законодательство, инициируемые Росрыболовством, Минсельхозом и ФАС-ом, это путь к переделу сырьевых ресурсов и коллапсу морского рыболовства России.
Прошлый раз в двухтысячные - от аукционного краха, нас рыбаков, спас Госсовет, который проходил в Астрахани под председательством Президента В.Путина. Сейчас, если ситуация с законотворческим «зудом» разных околорыбных чиновников будет продолжаться, то рыбацкому сообществу ничего другого не остаётся, как обратится к Президенту страны о рассмотрении всех проблем и принятии оптимального решения на Госсовете.
- Какие приметы у рыбаков?
- У каждого свои. Я 20 лет отходил в море на разных классах судов и в самых различных районах Мирового океана. У нас было твердое правило: 13 числа в море не идем. Особенно если оно приходится на понедельник или пятницу. Даже придумывали разные ремонтные работы, вплоть до мелких аварий делали, чтобы на сутки в порту задержаться. А когда вышли в море – работа, работа и ещё раз работа, безо всяких примет. В свободное время отоспаться и здесь уже все мысли о родных и близких. Как там они и всё ли у них в порядке. А они – о нас. Так и бегут сутки за сутками на промысле.
От редакции. «АН» приносят свои соболезнования родным и близким погибших при трагедии с траулером «Дальний Восток». И другим рыбакам, которые отдали свои жизни в борьбе за улов.
Мы просим Следственный комитет России не просто констатировать факт аварии, списав все на «человеческий фактор», а проинспектировать всю цепочку системы управления рыбным хозяйством страны, невзирая на лица и чины. Хватит искать «стрелочников» на местах!
Александр ЧУЙКОВ
(Интервью в сокращенном виде опубликовано в еженедельнике «Аргументы недели» 9 апреля 2015 года) http://argumenti.ru/society/n483/395288