Кризис не в отрасли, а в управлении отраслью на государственном уровне
Вячеслав ЗИЛАНОВ, Председатель КС «Севрыба», член Совета по развитию рыбохозяйственного комплекса России
Если посмотреть на цифры, которыми характеризуются объемы вылова, производства продукции из водных биоресурсов, прибыль рыбохозяйственных предприятий, налоговые поступления от рыбаков за 2012 год и три квартала 2013 года, то можно сделать вывод, что в отрасли дела идут неплохо. Однако в рыбном хозяйстве нет и того роста, который наблюдался два-три года назад. Текущее состояние отрасли я бы охарактеризовал как очень тонкое натянутое равновесие, которое может в любой момент рухнуть. Почему именно так? Потому что кризис не в отрасли, а в управлении отраслью на государственном уровне.
Объясню точку зрения более конкретно: до сегодняшнего дня так и не определено, чем занимаются наши федеральные органы, руководящие и контролирующие отрасль, – Минсельхоз, Росрыболовства, пограничники, Россельхознадзор и прочие, плюс еще четыре официальных комиссии, которые также, говоря простым языком, хотят «рулить» отраслью. Так вот все эти органы до сегодняшнего дня не знают, чем они занимаются – рыболовством или рыбным хозяйством. Понимания нет и на федеральном уровне. Например, в ряде вышедших из-под пера Правительства документов, говорится о концепции развития рыбного хозяйства России. Одно из последних решений госсовета говорит о рыбохозяйственном комплексе. А в ряде других документов, выпущенных Минсельхозом, говорится о развитии рыболовства. Что же это разные понятия? На первый взгляд это может показаться какими-то филологическими или философскими изысками, но каждый раз изобретая новые определения, мы создаем путаницу, тем самым позволяя вертеть этими понятиями как угодно, давать двойное толкование, а также не отвечать за свои решения и свои действия.
Остановимся подробнее на этом. Мне доводилось бывать на заседаниях Правительства, когда наш руководитель, глава Росрыболовства Андрей Крайний выступал с отчетами по рыбному хозяйству. И когда его спрашивали, почему в России вдруг подорожала рыба, он вполне резонно отвечал: «А Росрыболовство не занимается продажей рыбы!» – и демонстрировал положение, где указывалось, что за этим ведомством только рыболовство. Но с другой стороны в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» (после введения поправок) четко сказано, что такое рыбное хозяйство в статье 1: «рыбное хозяйство – виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, рыбоводству, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов».
Казалось бы, и все федеральные органы должны руководствоваться этим определением. Но нет, везде гуляет «рыбоводство», «рыболовство», «рыбохозяйственный комплекс» и т.д. Новая законодательная база готовится тоже под «рыбохозяйственный комплекс». Хотя рыбохозяйственный комплекс не такой уж и близкий синоним рыбного хозяйства.
Эта неразбериха в терминах, используемых руководством в законодательстве и повседневной деятельности, лишь симптом кризиса в управлении отраслью. Сейчас рыбаками управляет множество структур: Минсельхоз – законодательством в отрасли; Росрыболовство – в качестве исполнительного органа по морскому рыболовству, обеспечению научных обоснований общих допустимых уловов, по наделению пользователей квотами, рыбоводством и т.д.; Россельхознадзор набрал на себя функций следить за качеством продукции чуть ли не над водой и под водой; пограничники взяли на себя контроль за соблюдением указаний Правительства в рыбном хозяйстве… Весь этот сонм людей, нависших над отраслью, характеризует одна известная поговорка – «у семи нянек дитя без глазу».
Как можно избежать этого? Дмитрий Медведев, когда он стал президентом, одним из первых указов переподчинил Росрыболовство Минсельхозу, превратив его в агентство. Думаю, это произошло не без помощи Владимира Путина, который был тогда премьером. Однако затем Дмитрий Медведеввнес важную поправку и переподчинил Росрыболовство напрямую Правительству РФ. И именно этот период с 2008 по 2012 годы в рыбном хозяйстве успешно доказал правильность существования такой схемы управления. На практике мы видели постепенный рост показателей отрасли. Кроме того эта схема соответствует существующим системам управления в мировых рыбных державах. И конечно она соответствует уровню развития нашего рыбного хозяйства. Главной ее особенностью является тот факт, что 90% сырья, добываемого российскими рыбаками, находится в федеральной собственности, в то время как производственные ресурсы – в частных руках. Владельцы флота руководствуются не только национальным законодательством в сфере рыболовства, но и международными нормами, взаимодействие с которыми должно контролировать государство.
В 2012 году после очередного переподчинения Росрыболовства Минсельхозу, произошло разрушение этой вертикальной схемы. В феврале на III Всероссийском съезде рыбаков, на котором присутствовал первый заместитель председателя Правительства Виктор Зубков, было высказано четкое предложение – создание министерства рыбного хозяйства со всеми вытекающими полномочиями и подчинением Правительству. И Виктор Зубков одобрил это предложение. Эта структура может называться как угодно, но ее подчинение должна быть только напрямую Правительству.
Законодательные инициативы, контрольные функции, нормативные акты – это прерогатива федеральных органов власти. Если политика государства или президента ведется в соответствии с позицией, что рыбное хозяйство не должно вносить существенную лепту в копилку продовольственной безопасности, то скажите, пожалуйста, нам рыбакам, что промышленное морское рыболовство не нужно стране. Что России достаточно только мелкого прудового хозяйства.
Однако нам никто этого не говорит, а водные биоресурсы наоборот включают в объекты продовольственной безопасности. Но в это время мы находимся меж двух огней – Росрыболовством и Минсельхозом. Пусть между ними недолгая дорога – от Рождественского бульвара до Орликова переулка я и сам добираюсь ровно за 25 минут. Однако для бумаг чиновников этот путь занимает долгие месяцы.
Хочется упомянуть и положительные моменты в отрасли: на сегодняшний день уже утверждены распределения квот для Северного и Дальневосточного бассейнов на 2014 год, чего не было в прошедших годах. Это, безусловно, плюс, но это лишь благодаря тому, что сохраняется исторический принцип распределения квот. Установили квоту для Баренцева моря по треске в 400 тыс. тонн, заложили в «машину», и она отсчитала, сколько получит каждый пользователь на основании бывших у него долей. Сейчас Федеральная антимонопольная служба захотела это разрушить. А что такое ФАС – это федеральный орган, который тоже не будет действовать по необдуманным инициативам без указки сверху. И весь этот фарс происходил при молчаливой поддержке Минсельхоза. К счастью, на втором заседании рабочей группы с помощью рыбаков удалось отстоять и убедить федеральные органы, что исторический принцип должен сохраняться.
В целом, можно сказать, что если оставить все как есть, со всеми этими разбросанными между Росрыболовством и Минсельхозом функциями, то кризис в управлении отраслью неизбежно приведет к кризису самой отрасли. Если президент считает, что Росрыболовство должно оставаться под Минсельхозом, то пускай этот единый орган называется тогда Министерством сельского и рыбного хозяйства. Создайте структуру, которую возглавит человек, ответственный и перед рыбаками, и перед властью за состояние рыбного хозяйства. Поскольку современное распределение обязанностей просто комичное. За законодательство отвечает Николай Федоров, за исполнительную власть и рыболовство – Андрей Крайний, а за переработку – никто не отвечает? Сбытом руководит и вовсе какая-то частная компания, в результате идет накрутка между оптом и розницей более 100%! В этом случае ФАС куда смотрит? Министерство должно отвечать за все действия с рыбой, от вылова и переработки до оптовой торговли. С розницей пускай разбираются бизнес, торговые сети и антимонопольное ведомство.
Моя точка зрения как специалиста с 60 летним стажем простая – без рыбы нам не обойтись. Мы как давали 15-20% обеспечения продовольственной безопасности животными белками, так и будем давать. Государство должно очень серьезно относиться к этой отрасли, как это делала предыдущая власть, и как этим занимаются в других рыбных державах.