Рыбак для нас – главный человек
Фотография
И. Н. Савченко,директор РПК «Гольфстрим»
Все в рыбной промышленности начинается с рыбака.
 
От опыта и удачи капитанов и мастеров лова, рядовых моряков зависит не только их благосостояние, но и загрузка предприятий береговой инфраструктуры, а значит, и наше благополучие. Поэтому нам как никому другому важна хорошая организация промысла и быстрое, качественное обслуживание промысловых и транспортных судов на берегу.
В недалеком прошлом промысловые и транспортные суда обрабатывались только в рыбном порту и особых проблем у промысловиков не было. Однако с началом перестройки из-за значительного сокращения грузопотока, полосы кадровых перестановок в руководстве, передачи части собственности в аренду недобросовестным коммерческим структурам ситуацию в рыбном порту нельзя назвать радужной.
 
На сегодня в порту обрабатывается не больше двух-трех судов единовременно. Поэтому многие предприятия в целях ускорения обработки своих судов в порту стали искать альтернативные варианты. Так и появилось на территории поселка Три Ручья наше предприятие РПК «Гольфстрим» как продолжатель традиций «берег — промыслу». Сегодня на рыбоперерабатывающем комплексе «Гольфстрим» рыбацкие суда встречают докеры специализированного предприятия «Гольфстрим-Карго». Они нацелены на оперативную выгрузку и отправку рыбопродукции покупателям, своевременное снабжение и подготовку судна к очередному рейсу.
 
Мы не дергаем рыбаков мелочным выторговыванием платы за услуги, все операции и днем и ночью, а при необходимости и в праздничные дни осуществляются по одним и тем же, минимальным тарифам. Для нас очевидно, что в условиях резкого повышения цены на топливо, на все снабжение, необходимое для промысла, рыбаку надо сэкономить во всем, в том числе на сокращении непроизводительных простоев и на портовых услугах. И мы это делаем, понимая, что наш доход не только в тарифе, но, прежде всего, в стабильной работе с поставщиками рыбной продукции, в их желании производить выгрузку и обработку у нас.
 
Нашими постоянными партнерами являются такие предприятия Союза рыбопромышленников, как ЗАО «Сфен» и ООО «Айсберг-Норд», руководитель В. П. Касаткин, ООО «Арго-М», руководитель А. И.Таран, СПК РК «Заря», руководитель П. О. Зоренко, ООО «Лоран», руководитель М. М. Крапля и многие другие.
 
Благодаря нашей совместной работе «Гольфстрим-Карго» только в 2007 году обработало свыше 25 тыс. тонн рыбной продукции, а семьи наших докеров благодаря такому контакту обеспечены достойным уровнем жизни.
 
Однако на нашем стремлении сократить сроки и снизить стоимость обработки судна порой ставят крест многочисленные контролирующие органы. Заранее представив рыбака браконьером и вором, таможенники и ветеринары, толпы других чиновников всех мастей проверяют каждый строп рыбопродукции, роются в снабжении, пытаясь обнаружить незадекларированную деталь и т. д. Последние проверки показали, что рыбаки, обложенные проверками в море, уже боятся заходить в порт Мурманск, вдруг здесь обнаружат излишки. Что такое излишки нескольких брикетов, к примеру, когда перегрузка осуществляется в штормовом море, продукции производится более тысячи тонн на борту, по сравнению с затратами контрольных органов, многочасовыми простоями судов и докеров в ожидании разрешения на выгрузку. Поэтому и идут российские суда в ставший «родным» для них порт Киркенес, где, естественно, рады каждому судну. Ведь это заработок и для людей, и для казны. К тому же, при обнаружении излишней рыбопродукции на российском судне, появившейся не по причине контрабанды, а трудности учета в море, никто в Норвегии не бежит составлять протоколы, грозить судом, а лишь выставляет условие внесения корректива в промысловый журнал. Даже в случае перелова квоты в силу неизбежного улова имеется так называемый административный коэффициент, или, если излишки превышают его, то рыба изымается в доход государства, а предприятию возмещаются затраты на ее производство. То есть никто не ставит вопрос привлечения рыбака к уголовной ответственности, к денежным штрафам, а изъятая рыба спокойно реализуется от имени государства. Кто же более государственный человек? Наш контролер, который доложил о задержании нескольких килограммов рыбы, или норвежский чиновник, который не внес в работу рыбака дополнительных проблем?
 
Названные проблемы мешают работать всем, а в конечном итоге увеличивают стоимость продукции, о чем сегодня очень сожалеют те самые российские чиновники, а страдают россияне.
 
Наша рыбоперерабатывающая компания «Гольфстрим–Фиш» также перерабатывает доставленное рыбаками сырье, вырабатывает рыбное филе и соленую треску. С надеждой смотрят рыбообработчики на залив, ожидая очередных подходов промысловых судов с рыбой. Но не каждый день приносит радость работы и заработка. Умирают мурманские рыбоперерабатывающие предприятия, ориентированные на выпуск консервов и пресервов из
пелагических видов рыбы. Экономисты-рыночники легко находят при этом «рыночные» объяснения: энергоресурсы, транспортная логистика, оплата труда переработчиков. Все дороже, чем, например, в Калининграде. Но когда простаивают предприятия, ориентированные на переработку сырья Баренцева моря, рыбы, которая ловится буквально в десятках миль от Мурманска, – этому нет объяснений, кроме нежелания чиновников совместить интересы рыбаков и переработчиков.
 
15 лет назад Союз рыбопромышленников Севера перехватил инициативу у разгромленной рыбной индустрии и объединил разрозненные предприятия, сохранив тем самым рабочие места, присутствие России и освоение рыбных ресурсов в Мировом океане. Мы вместе работаем сейчас на продовольственную безопасность страны. Наше предприятие тоже входит в состав Союза рыбопромышленников Севера, и мы рассчитываем, что уже подтвердив своим 15-летним юбилеем право на руководство рыбной отраслью региона, Союз может также стать реальным координатором взаимосвязи рыбодобычи и рыбопереработки, с тем чтобы способствовать получению максимальной отдачи от использования национальных рыбных ресурсов.
 
Хочется напомнить, что промышленное рыболовство и береговая инфраструктура, включая рыбопереработку, являются одной из основ обеспечения занятости населения Мурманской области и устойчивого развития региона.  
Вернуться в раздел "Статьи и публикации"