Норвегия в помощь Украине открывает второй фронт - «рыбную войну» против России в Баренцевом море

Властные структуры Норвегии ввели против двух российских частных рыбодобывающих мурманских компаний - холдинга «Норебо» и компании «Мурман СиФуд», меры, запретившее рыбопромысловым судам этих компаний вести промысел рыбы в норвежской 200-мильной зоне. По мнению владельцев, такие действия норвежцев, противоречит ряду межправительственных договоренностей между Россией и Норвегией.

Вмести с тем МИД Норвегии в качестве причин принятия такого решения мотивировал ее обеспечением своей «безопасности», что в переводе с дипломатического языка на доступный для всех – в «шпионаже». В настоящее время упомянутые события развиваются не в лучшую сторону с учетом следующего:

Первое. К решению, назовем его сдержанно, данного «инцидента», произошедшего, по существу, между правительственными органами Норвегии и частными российскими рыбодобывающими компаниями подключились МИД и Росрыболовство России.

Второе. Ряд специалистов, ученых Норвегии и России, которые вовлечены в управление совместными рыбными запасами Баренцева, Гренландского, Норвежского морей, высказались о том, что последствие данного «инцидента» приведет к разрушению, оправдавшего себя на практике, всей системы сохранения и оптимального использования биоресурсов этих морей.

Третье. Холдинг «Норебо» принял решение обжаловать действия соответствующих правительственных органов Норвегии в судебном порядке, пока только в норвежском суде, поскольку само решение принималось Директоратом рыболовства.

Четвертое. В развитии рыбного «инцидента» заинтересованы, наряду с политиками, нефтегазовые норвежские, западные компании для которых рыбопромысловая деятельность в норвежской зоне юрисдикции, а также в морском районе, подпадающем под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, представляется нежелательной.

Все это, по моему мнению, свидетельствует о том, что соответствующие властные круги Норвегии, следуя курсу государств, членов ЕС и НАТО, решились своеобразно поддержать Украину в ее противостоянии против России. С этой целью Норвегия и провоцирует создание «второй фронт, но…рыбного» в Баренцевом море в помощь Украине против России. О том, что при таком развитии событий и сама Норвегия, которая традиционно снабжает свое население рыбой и экспортирует ее, добываемой ее рыбаками в Баренцевом море, лишится этой возможности. Об этом властные ее структуры забыли. А жаль.

Как известно российские суда традиционно осуществляют промысел в 200 мильной исключительно экономической зоне Норвегии (далее по тексту ИЭЗ), как в Баренцевом, так и в Гренландском и Норвежском морях, прилегающих к ее побережьюВедется он, в соответствии с межправительственными Соглашениями от 1975, 1976 годов, а также межгосударственным Договором между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года (далее по тексту Договор 2010 года).

Рыболовство российским флотом в соответствии с этими и другими межправительственными договоренностями осуществляется не только в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, но и в Гренландском, Норвежском морях. Эти морские рыбопромысловые районы самые сложные не только по погодным условиям, но и в связи с наличием здесь разных по своему статусу зон юрисдикции (смотри нижеследующую карту-схему) и существующих мер регулирования международного рыболовства. Те не менее, российский вылов в этом обширном районе составляет ежегодно 800 – 1100 тыс. тонн.

110920251.jpg
Карта-схема районов разграничения морских пространств по Договору 2010 года.
(Составлена Зилановым В.К. и В.П. Кисловским).

Линия разграничения по Договору 2010 года проходит с юга от побережья в северном направлении через 8 точек в соответствующих координатах, соединяющие между собой. Она отражена не только в координатах, но и на карте – схеме, приложенной к Договору 2010 года. Протяженность ее составляет около 844 мили или 1689 км. По этому показателю она занимает первое место в мире среди арктических государств, побережья которых прилегают к Северному Ледовитому океану и его окраинным морям.

В свое время рыбацкая общественность и фракция КПРФ в Госдуме выступали против заключения Договора 2010 года, как не отвечающее национальным интересам России. Однако его активно лоббировала фракция «Единая Россия» и инициатор, и автор такой договоренности, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Последний получил от рыбаков Севера уничижительный титул «Президент Полубаренцевоморский»

По существу, все три упомянутых выше договоренностей между Россией и Норвегией составляют единый взаимосвязанный пакет по управлению и оптимальному использованию морских живых ресурсов по всему Баренцевому, Гренландскому и Норвежскому морям независимо от зон юрисдикции.

И это отвечает интересам, прежде всего, сохранению морских живых ресурсов, поскольку они не признают линий разграничения, установленных прибрежными государствами, а пересекают их согласно своим биологическим ритмам.

Отвечает это и интересам как российских, так и норвежских рыбаков, позволяя им вести, эффективный промысел рыбы и ракообразных, по всему Баренцевому, Гренландскому и Норвежскому морям там, где они создают наиболее плотные скопления.

Однако 7 июля этого года Норвегия в одностороннем порядке, без уведомления и консультаций с российской стороной объявила, что она вводит для рыбопромысловых судов мурманских частных рыбодобывающих компаний – «Мурман СиФуд» и холдинга «Норебо» санкции.

Суть санкций состоит в запрете на ведение рыболовства судами этих компаний в морских районах, расположенных к западу от линии разграничения морских пространств, определенных Договором 2010 года в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. А это самые высокопродуктивные районы лова трески, пикши, окуня, палтуса, других объектов рыболовства и находящихся под юрисдикцией Норвегии.

В оправдании своих противоправных действий Министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде заявил: «Мы наблюдаем все более агрессивные действия со стороны России, направленные против союзников. Эта тенденция, по нашим оценкам, сохранится» и далее «Подобная деятельность может способствовать будущим диверсиям и представляет угрозу национальной безопасности» не приводя, при этом ни каких-либо фактов.

Этим грозным заявлениям Министра иностранных дел Норвегии резонансно звучит высказывание его подсиненного статс-секретарь МИД Норвегии Эйвинд Вад Петерссон о том, что «… в долгосрочных интересах Норвегии — иметь функционирующее рыболовное сотрудничество. Эти отношения выдержали даже холодную войну, и мы хотим их продолжать». Поразительная противоречивость слов и дела.

Не секрет, что подобные девства Норвегии это следование в кильватер санкций, принятыми еще в мае ЕС с благословения НАТО в отношении полного запрета захода все российским рыболовным судов в воды и порты стран-членов ЕС. Но, Норвегия не член ЕС и, тем не менее, сдобрила их, как член НАТО, под своим надуманным предлогом «безопасность» подразумевая «шпионаж» и только пока для двух российских компаний. Это пока для двух компаний. Как пробный шар. Проглотит Россия, тогда введем и для всех остальных российских компаний.

Россия не проглотила пробный шар, приняла соответствующие меры, правда, пока по дипломатическим каналам. Бала вручена посольству Норвегии в Москве соответствующая нота протеста.

Одновременно официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на очередном брифинге заявила: "Что касается предлога, который был использован норвежскими властями для очередных антироссийских мер, то иначе как проявлением паранойи его не назовешь: российские рыболовные компании с точки зрения тех, кто объяснял в Норвегии это решение, якобы участвуют в разведывательной деятельности, спонсируемой российским государством и направленной на критически важную инфраструктуру в морских районах Норвегии и союзников по НАТО".

Далее Мария Захарова приходит, на мой взгляд, к вполне обоснованному выводу о том, что «Последовавшее после принятия этого решения заявление представителя норвежского руководства о желании продолжить многолетнее сотрудничество с РФ в сфере рыболовства лишь подтверждает, что от некогда присущего Норвегии прагматизма в отношениях с РФ не осталось и следа".

Этот вопрос был главным на состоявшейся 26 августа 2025 года по инициативе российской стороны внеочередной сессии Смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству (далее по тексту СРНК). В ходе ее руководитель Росрыболовства-глава российской делегации Илья Шестаков предпринял дополнительные действия по отстаиванию интересов отечественного рыболовства в Баренцевом море.

Он, в частности, констатировал, что «Действия норвежской стороны неизбежно приведут к разрушению эффективной системы управления и регулирования рыбного промысла в Северной Атлантике, которая выстраивалась многими десятилетиями и призвана обеспечивать долгосрочную рациональную эксплуатацию совместных запасов водных биоресурсов».

Далее Шестаков счел возможным со своей стороны предупредить норвежскую сторону о том, что «В случае, если норвежская сторона не пересмотрит позицию в течение месяца, Россия закроет свою исключительную экономическую зону для норвежских рыбопромысловых судов. Кроме того, рыболовство и распределение квот на вылов в открытых водах Баренцева и Норвежского морей будет вестись исходя из российских национальных интересов».

Последний пассаж Шестакова, полагаю, опрометчивый и, мягко говоря, непродуманный, поскольку может привести к нежелательным для нашего северного рыболовства симметричным последствиям – запрету для промысла всему рыбопромысловому флоту Северного и Западного бассейнов в зоне юрисдикции Норвегии к западу от линии разграничения по Договору 2010 год.

Напомню, что российские рыбопромысловые суда вылавливают ежегодно в зоне юрисдикции Норвегии рыбы не менее 250-300 тыс. тонн рыбы стоимостью не менее 800-900 млн долларов США, норвежские же рыбопромысловые суда в зоне юрисдикции России всего около 10-15 тыс. тонн стоимостью 25-30 млн. долларов США. Как говориться баланс не равный.

Подобные «угрозы» Шестакова приведут к разрушению совместных принципов управления морскими живыми ресурсами по всему Баренцевому морю, включая морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года. Такое гармонизированное управление морскими биоресурсами существует более 50 лет. Устояли он и в годы «холодной войны».

Безусловно, российский холдинг «Норебо» может, выиграть в судебных норвежских инстанциях дело о незаконности действий властей Норвегии по отношению к принадлежащим ему рыбопромысловым судам. Тем более это противоречит соответствующим положениям межправительственным Соглашениям 1975, 1976 годов и Договору 2010 года. Такое ранее уже случалось, когда российские компании выигрывали спорные решения норвежцев в их же судах, правда, по другим мотива - хозяйствующим, но тоже рыболовным делам.

Главный вопрос в том будет ли правительство Норвегии следовать такому решению? Не факт. Поскольку, по моему мнению, само решение в отношении упомянутых компаний принималось норвежскими властями не по факту действий, а исходя из политических мотивов. А это уже требует совершенно других действий и прежде всего со стороны властных структур России.

Обеспокоенность относительно надвигающего разрушения годами созданного совместного российско-норвежского управления запасами морских живых ресурсов в Баренцевом Гренландском и Норвежском морях, и прежде всего запасов трески и пикши, высказали и представители рыбаков и ученых двух стран.

Так генеральный директор мурманского «Союза рыбопромышленников Севера» к.б.н. Константин Древетняк, в прошлом директор ПИНРО, считает, что норвежцы от своих же мер вряд ли выиграют. «Нам придется, констатирует он, ловить треску в своей зоне, а там рыба мелкая. Уже через несколько лет норвежцам нечего будет ловить, потому что, вырастая, треска идет в норвежскую зону: подросшая, крупная треска и пикша уходит на зимовку в Норвегию, нерестится там же. Если какая-либо из сторон разорвет это сотрудничество, в проигрыше останутся обе стороны».

Аналогичного мнения придерживается и научный сотрудник Института Фритьофа Нансена д.п.н. Геир Хённеланд, в прошлом директор этого института. Он много лет изучавший сотрудничество двух стран в широком плане и входивший, в состав норвежской делегаций на ряде сессиях Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, что такое напряжение в рыболовных отношениях двух соседних стран происходит впервые за последнее 30-летние. И что сотрудничество в области рыболовства, которое было: «…прочно, хорошо налаженным сотрудничеством, в котором заинтересованы обе стороны» подвержено разрушению. Вмести с тем, он надеется, хотя и с сомнениями, что данное напряжение будет все же преодолено.

Разделяя его осторожный оптимизм все же, считаю, что Норвегия, следуя по лекалам определенных кругов Западной Европы, нацеленных на конфронтацию с Россией в области рыболовства, приняло такое опрометчивое решение. При этом, используя военный конфликт на Украине, норвежские власти считают, что этим они вносят свою лепту, как члена НАТО, затеивая открытие второго фронта в помощь киевскому режиму – «рыболовную войну» с Россией в Баренцевом море.

К этому Норвегию еще и подталкивают собственные нефтегазовые лоббисты, которые приступили к разведке и разработке углеводородных запасов не только на норвежском континентальном шельфе, но и в районе, подпадающем под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, что не отвечает вопросам рыболовства в этом морском районе.

 

080920251.jpg
Карта-схема выставляемые Норвегией на тендер участки поисковых работ
на выявление запасов нефти и газа. Ресурс интернета.

Инвестиции в эти разработки прогнозируются на ближайшие годы в объеме 274 миллиарда долларов США.

Для этого им надо разрушить российско-норвежское сотрудничество в области рыболовства, которое последовательно отстаивало неприкосновенность от нефтегазовых исследований и разработок тех морских районов, где осуществляется активное рыболовство. Другими словами лоббисты нефтегазовой промышленности стремятся превратить Баренцево море в нефтегазовую провинцию, свернув в нем традиционное рыболовство.

Остановить норвежскую затею по открытию второго фронта – «рыболовную войну» с Россией и превращению Баренцева моря в район интенсивной разработки углеводородных запасов в ущерб традиционному рыболовству смогут только совместные активные действия против этого российских и норвежских рыбаков их объединений и населения прибрежных общин, благополучие которых зависит от рыболовства.

Пора депутатам и сенаторам Федерального Собрания Российской Федерации обратить внимание на те «козни», которые плетут соседние государства в морских районах, там, где ранее Россия, надеясь на сотрудничество, пошла на уступки вопреки собственным национальным интересам. Сюда относится, прежде всего, договоренность с Норвегией, относительно разграничения морских пространств по Договору от 2010 года. Нужен ли он нам при таком к нему отношении норвежской стороны?

Не помешает и обращение по данному вопросу парламентариев России к своим коллегам –парламентариям Норвегии, призвав их остановить воинствующих своих властей по развязыванию «рыболовной войны» между соседними государствами в Баренцевом море.

10.09.2025 года
Вячеслав Зиланов

 

Источник: https://fishkamchatka.ru/articles/exclusive/59073/

Вернуться в раздел "Статьи и публикации"