Не заходят суда - уплывают миллионы
Первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин провел заседание территориального рыбохозяйственного совета Мурманской области. Ключевыми вопросами повестки дня стали взаимодействие рыбаков с пограничной службой, особенности таможенного оформления уловов в рамках действующего законодательства, продвижение продукции наших рыбаков на отечественный рынок. Ну и, конечно же, очередная попытка решения давно набившей всем оскомину проблемы «незаходных» судов.
   

Вопрос, который прозвучал лишь раз…

- Я считаю, что от работы таможни в успешной деятельности рыбаков очень многое зависит, - подчеркнул на заседании рыбхозсовета Алексей Тюкавин. - Ведь таможенники могут предотвращать нарушения, а могут и просто наказывать. Мне довелось недавно встретиться с одним серьезным предпринимателем федерального уровня. Первое, что я спросил у него: «Почему ваша структура увела весь флот из Мурманска?» Ответ был для меня очень неприятным: «Потому что ваша таможня, ваши пограничники меня достали. И впредь буду стараться мурманского порта избегать». Если такие суждения звучат уже на федеральном уровне, значит, у нас тут точно не все в порядке. И потому, считаю, надо как можно активнее обсуждать с силовыми структурами, какие имеются проблемы в законодательстве и как их избежать. А вылавливать якобы провинившихся рыбаков и стараться посильнее их наказать, чтоб отчитаться потом, сколько выявлено нарушений, - путь неверный. Думаю, сегодня это основная проблема для нас всех - проблема, которая мешает создать благоприятный бизнес-климат в регионе и стране.
Вице-губернатор привел на региональном рыбхозсовете еще один красноречивый пример. Когда он начинал работать в Архангельске генеральным директором морского порта, довелось приехать к местным таможенникам с поздравлением (дело было под Новый год). И первый вопрос начальника таможни после знакомства был такой: «Давайте поговорим о том, как сделать так, чтобы порт развивался. Что должна предпринять для этого таможня?» Таких слов, по его признанию, он после уже нигде никогда не слышал.

Конечно, как подчеркнул первый заместитель губернатора, каждый должен действовать по закону. Но речь о том, что соблюдение законодательства не должно приводить к снижению активности бизнеса.
Разумеется, рыбопромышленники поддержали эту позицию. Главное, как они считают, в таможенной службе - это работа над предупреждением проступков. Не наказание, а профилактика.
По традиции заседание рыбхозсовета началось с доклада председателя областного комитета рыбохозяйственного комплекса Олега Заболотского. По итогам 2013 года, как он отметил, добычей и переработкой морепродуктов у нас занимаются 148 предприятий, в которых трудятся 7,8 тысячи человек. В промышленном и прибрежном рыболовстве участвуют 107.

Средний возраст промысловых судов - более 27 лет. Однако практически все они в разные годы прошли модернизацию, оснащены современным оборудованием. Набирает обороты строительство новых судов. В конце прошлого года вошел в строй траулер, построенный в Хорватии, - его судовладелец ЗАО «Таурус». В нынешнем июле ЗАО «Мурмансельдь-2» планирует ввести в эксплуатацию еще один среднетоннажный траулер, также построенный в Европе. В это же время запланирована сдача крупнотоннажного судна, строительство которого ведет в Сингапуре компания «Робинзон». Ежегодно предприятия только нашего региона тратят более 5 миллиардов рублей на обслуживание своих судов в иностранных портах.

По информации Олега Заболотского, общий вылов водных биоресурсов (в том числе и неквотируемых), составил в прошедшем году 697 тысяч тонн, что на 22 процента выше улова 2012 года. Это рекордный показатель за последние 12 лет. Доля Мурманской области в общем улове Северного бассейна, куда входят также Карелия, Архангельская область и Ненецкий автономный округ, - 72,9 процента. На 65 тысяч тонн больше прошлогоднего показателя выловлено трески, на 62 тысячи тонн вырос объем биоресурсов, добытых у африканского побережья. В нынешнем году на мероприятия по субсидированию предприятий рыбохозяйственного комплекса в областном бюджете запланировано 18,5 миллиона рублей, в том числе более половины из них (10 миллионов рублей) предусматривают возможность привлечения федеральных средств на условиях софинансирования (в объеме 40 миллионов рублей).

Ненормальное стало естественным?

Но, конечно, основной темой заседания рыбхозсовета стала проблема «незаходных» судов. Кстати, названные в докладе новые траулеры, построенные за рубежом, наверняка пополнят их невеселый список.
Проблема давняя. Как сказала в своем выступлении заместитель генерального директора компании «Робинзон» Ирина Мокерова, уже выросло поколение моряков, для которого это положение дел стало почти естественным. В 2008-2009 годах случился период частичной таможенной амнистии, когда в виде эксперимента таким судам позволили приходить в родной порт. Но короткая таможенная оттепель закончилась, и сегодня вопрос стоит как никогда остро. Увеличение стоимости поступающей из-за рубежа новой техники на 23 процента (5 - таможенные пошлины и 18 - НДС) не только тормозит развитие строительства новых судов, но и ставит под сомнение их приобретение и пользование ими на российской территории. Ведь новая техника становится на порядок дороже уже имеющихся основных средств, и залоговой массы просто не хватает на приобретение нового судна. А потому многим компаниям приходится приобретать более дешевые - подержанные - иностранные суда или, если все же супертраулер построен за границей, - не заводить его в порт приписки годами.

Чтобы как-то разрулить ситуацию, Ирина Мокерова предложила взамен НДС применять банковскую гарантию. А что касается таможенной пошлины, то либо вовсе добиться ее отмены, либо растянуть уплату на время окупаемости судна.

- Обидно, что этот нерешаемый вопрос касается лишь нашей отрасли, - подчеркнула Ирина Мокерова. - Уже давно морские и речные суда не имеют таких проблем, как и большинство самолетов. И только новые рыболовные суда, которые несут российский флаг, не получают ни льгот, ни отсрочек, ни каких-либо оптимистических перспектив при таможенном оформлении.

- Хочу развить эту мысль, - поддержал коллегу глава рыбопромысловой компании «Айс-берг-Норд» Виталий Касаткин. - Каждое судно при входе в порт Мурманск оставляет мурманским компаниям 16-18 миллионов рублей. Пароход начинает платить от входа в Кольский залив и заканчивает уже на выходе из него. В нашей компании - то же самое. А заход у нас в Мурманск - каждые 25 дней. Все эти 16-18 миллионов мы отдаем нашим организациям. Вот и посчитайте: у нас сегодня «незаходных» 88 судов. А ведь каждый их приход мог бы обеспечивать работу порту, заказы судоремонтным предприятиям и многим другим организациям. Поэтому, если мы хотим развивать рыбную промышленность, проблему «незаходных» необходимо решить. Тогда у нас будет строительство судов, судоремонт, рабочие места, производство картонной тары, будет работать порт. То есть восстановится вся производственная цепь, которая существовала в советское время, а потом оказалась разорвана.

Говоря о проблеме «незаходных», Алексей Тюкавин выразил свою позицию:
- Что касается таможенной пошлины, нам нужно добиваться от государства ее отмены, чтобы окончательно не загубить рыболовецкий флот. Ведь все уже убедились: наша судостроительная промышленность еще не скоро станет рассматривать мелкие для нее заказы рыбаков. Ей гораздо проще построить одну атомную подлодку. Ну а уж если мы не можем сами строить рыболовный флот, значит, его придется заказывать за границей. Что касается НДС, то здесь вопрос более хитрый, и, мне кажется, не нужно его решать в лоб. Потому что налог - дело святое. Но, наверно, неправильно, что он взимается авансом. Прошли те времена, когда государство хотело обязательно со всех собрать деньги, а потом, может быть, когда-нибудь при определенных обстоятельствах отдать. Но очень не скоро. Сейчас государство себя чувствует достаточно уверенно и, думается, могло бы поменять принципы взимания этого налога. Ведь мы ведем речь не об офшорке-однодневке, которая зарегистрировалась, завела флот, а потом благополучно исчезла. Наши судовладельцы - давно работающие, с доброй прочной репутацией - никуда не денутся. Пора выходить с предложением, чтобы сняли предоплату этого налога. Считаю, это законно и вполне обоснованно.

Чтоб не пропасть поодиночке

О решениях коллегии Росрыболовства, заседание которой состоялось 14 марта, рассказал председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. Его участники наконец договорились, каким считать нормальное годовое потребление рыбы населением страны - сошлись на 22 килограммах. Рассматривались также вопросы, связанные с деятельностью Россельхознадзора и контролирующих органов, а также существования рыбной отрасли в условиях ВТО. В этих новых для наших рыбаков условиях их работа, как отметил Григорьев, стала полностью прозрачной, а продукция получила свободный доступ на все рынки мира. Причем закупочные цены в России и Европе сравнялись. Правда, затраты разные - у нас условия хуже. Но налицо желание руководства решать эти проблемы, и в 2013 году для этого уже было сделано немало.

Еще одна волнующая рыбаков тема - реализация продукции. Как продать дешевую рыбу, скажем, ту же путассу, чтоб посредники не задушили демпингом?

Основная проблема, по мнению Алексея Тюкавина, не в торговых сетях, а именно в посредниках, которые формируют цены.

- Сообщество бизнеса должно бы, думаю, составить какое-то соглашение, как вести себя с ними, - предложил он. - Может, с точки зрения ФАС, это не очень корректно, однако подобная мера нужна. Ведь посредники или оптовики берут тем, что они большие, а рыбопромышленные компании разные - кто-то и послабее, и малочисленнее. Могут и придушить…

- Да посредники кого хочешь придушат! - последовала реплика из зала.
- Тем не менее, когда люди объединяются, с ними сложнее вести себя таким образом, - продолжил Алексей Тюкавин. - И еще. Рыбохозяйственному комплексу обязательно нужна поддержка. Сегодня в Мурманской области, на мой взгляд, она просто смешная. Здесь звучали цифры - 5 миллионов, 15 миллионов… Это просто несерьезно. У меня принцип простой - у нас немало денег идет туда, где результат не очень виден. Рука не поднимается их забирать, потому что, судя по отчетам, что-то делается. Однако она обязательно поднимется, когда ты будешь понимать, что есть хорошее предложение, которое обещает принести эффект. И если он нагляден и осязаем, поверьте, и губернатора, и депутатов можно убедить в том, что необходимо перераспределить средства или изыскать дополнительные. На мой взгляд сегодня с точки зрения бюджета мы никак рыбопромышленный комплекс не поддерживаем. Письма и обращения это хорошо, но недостаточно.

…Два года минуло с той поры, когда был возрожден рыбхозсовет - форум рыбацкого сообщества. Но пока, как отмечалось в состоявшемся разговоре, самые злободневные вопросы решались рыбопромышленниками напрямую, самостоятельно - нередко через высокие столичные кабинеты. Наверно, пора снова приучаться добиваться своего сообща. И польза от этого тоже будет общая. Не только для рыбаков, но и для всех нас. 

Автор: Нина Антонян
«Мурманский вестник»


Вернуться в раздел "Статьи и публикации"